СЕМИНАР НА КОЛЁСАХ

Экспедиция на автомобилях, как правило, состоит из длинных перегонов. И в этом тоже есть свой плюс, поскольку салон автомобиля превращается в компактный workshop, пространство для семинаров и общения. На таких перегонах удобно обсуждать исследования участников — неспешно и в деталях. Можно читать вслух работы и книги, связанные с тематикой исследований и маршрутом экспедиции. Или воспользоваться тематической аудиокнигой, которая знакомит с местной культурой. Например, в прошлом году наша экспедиция проходила через Калмыкию, и оказалось, что калмыцкий народный эпос «Джангар» путешествий каждый регион страны сможет предложить путешественникам свой собственный аудиоландшафт местной истории. Все эти моменты превращают автомобиль в место постоянной групповой работы, что невозможно в большинстве других условий.

ВНЕДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Наконец, о внедорожных моментах наших культурологических экспедиций. Конечно, для нас они не являются самоцелью, но редкая поездка обходится без них. Всегда найдётся место, в которое придётся добираться в сложных дорожных условиях. Например, во время путешествия в Грузию по Военно-Грузинской дороге удобно заночевать в Степанцминде, чтобы полюбоваться видом на Казбек и окружающими горами. А если утром постараться успеть к храму Святой Троицы, расположенному над посёлком, то автомобиль с хорошими внедорожными характеристиками очень пригодится.

В этом году дорога к церкви просохла, а в 2014-м, когда экспедиция также пролегала по Грузии, задача для нашего Nissan Navara оказалась не такой уж простой. Кстати, ситуация в этих местах часто осложняется ещё и тем, что можно попасть на волну встречного движения, когда придётся разъезжаться с колонной Mitsubishi Delica — эти автомобили предпочитают все местные экскурсоводы. Кроме того, острые углы серпантина на подъёме далеко не всегда позволяли пикапу вписаться в поворот с первого захода.

Неожиданно самым сильным внедорожным приключением этого года оказалась поездка по кольцевой дороге вокруг горы Бештау — самой большой горы-лакколита на Кавказских Минеральных Водах. Дорога, неясно для каких целей, была построена в 1927 году и в сухую погоду не представляет никаких сложностей, кроме нескольких слепых поворотов и необходимости разъезжаться со встречными автомобилями. А вот после дождей дорога, особенно с северной стороны, покрывается слоем предательской грязи, на которой машина с шоссейной резиной становится неуправляемой.

При этом у дороги нет даже колеи, и на некоторых участ ках намытая сверху грязь вместе с автомобилем плавно устремляется в сторону обрыва. Но оба наших автомоби ля — Nissan Pathfinder, доработанный в химкинском «Авто спеццентре», и Land Rover Discovery Sport-без особых приключении справились с этой непростой задачей.

С сожалением приходится констатировать, что тропинки, склоны и поляны горы Бештау, как и других окружаю-щих гор, сегодня безжалостно разбиваются любителями погонять на эндуро и квадроциклах. Мы видели это сами, и об этом нам с горечью рассказывал один из служителей восстановленного на восточном склоне Бештау Второафонского мужского монастыря, который вышел открыть шлагбаум, защищающий от такого рода покатушек. Это тем более досадно, что кзвминводские горы и без того нещадно — как снаружи, так и изнутри -эксплуатировались в советский период, многие из них обезображены или, как гора Кинжал, почти полностью уничтожены. При этом из-за множества эндемичных растений гора Бештау давно объявлена природным памятником, и разрушение её покрова — варварство в чистом виде. Впрочем, нельзя не отметить, что за последние годы наметилась медленная, но верная эволюция культурного обращения с природой. Приезжие и туристы всё чаще убирают за собой, да и местные любители отдыха

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>